Обучение персонала SPA

Время чтения: 6 минут
Довольно часто можно услышать от действующих руководителей  SPA утверждение, что обучение их персонала - это слишком хлопотное дело, которое к тому же очень затратное и совсем неблагодарное.

Так ли это на самом деле?

Реальность такова, что достойный уровень SPA его финансовую устойчивость невозможно обеспечить без хорошо подготовленного персонала. Персонал - это генератор прибыли в SPA,  та самая сказочная курица, которая несет «золотые яйца» коммерческого успеха. Нет персонала - нет бизнеса.
Привлечение персонала, особенно в новый SPA-центр, сама по себе непростая задача, 
а привлечение квалифицированного контингента – часто нереальная.
Во-первых, с точки зрения количества: штатное расписание SPA-центров площадью 1000-1200 кв. м  может насчитывать от 25 до 35 человек в смену, а штат крупного  Wellness-центра, включающего аквазону, фитнес и SPA площадью 4500 кв. м может насчитывать до 90 человек, не считая службы охраны и сотрудников клининга. Сложно укомплектовать такой штат исключительно высококлассными специалистами.
Во-вторых, дефицит специалистов, обладающих квалификацией и навыками работы, подходящими для специфики SPA.
Проблемы рынка труда, характерные для любого города, хронический недостаток высококвалифицированных  профессионалов в SPA-индустрии,  коворгинги и арендные места, дающие возможность специалистам работать в статусе самозанятого - все это приводит руководство SPA к осознанию того факта, что необходимо готовить молодых специалистов и поднимать их профессиональный уровень, соответственно, вкладываться в обучение.
Автор многочисленных рейтинговых книг по менеджменту и маркетингу Патрик Форсайт справедливо заметил: «Инвестиции в обучение подобны другим видам инвестиций: если Вы делаете их расчетливо, они принесут хорошие дивиденды». Он же добавил: «И этот процесс должен быть безостановочным, поскольку никто не обладает абсолютными знаниями».

Инвестировать в персонал надо, и прежде всего, необходимо тщательно подойти к формированию кадровой политики. Кадровая политика должна подразумевать создание системы обучения и развития сотрудников. Именно систему, так как клиентоориентированный сервис в SPA – это не разовая кампания при открытии, и не «субботники» по борьбе за высокий уровень сервиса. Это многоплановый и непрерывный процесс, построенный на основе разумного и рационального подхода.

Разработка и реализация системы обучения персонала SPA состоит из следующих шагов:

Шаг 1. Необходимо определить текущий уровень профессиональной подготовки каждого сотрудника, его общеобразовательный и личностный уровень развития. На основе проведенного анализа определить потребность в обучении у того или иного специалиста, и оценить целесообразность обучения.
Профессиональный уровень SPA-персонала априори должен быть выше, чем в других предприятиях сферы красоты и здоровья. Концепция SPA предполагает наличие уникального предложения для клиентов, что обеспечивается новейшим технологическим оборудованием и спектром услуг, более привлекательным, чем у конкурентов. Это диктует условия для более высокой планки профессионального статуса сотрудника. При этом персонал, приходя на работу в SPA-центр из салонов красоты, не может оставаться на прежнем уровне профессионального развития, а должен активно осваивать новые SPA-технологии и методики. И освоение этих технологий будет первым этапом в обучении персонала.
У каждого специалиста есть сильные и слабые стороны, и одна из задач менеджера SPA – это использование сильных сторон и совершенствование слабых навыков сотрудников. Например, у массажиста, уверенно владеющего классическими техниками, страдает техника лимфодренажного массажа. В таком случае руководитель SPA обязан запланировать обучение для этого сотрудника.
Шаг 2. Разработать и организовать систему обучающих мероприятий, направленных на получение недостающих знаний и навыков у персонала, адаптированных к потребностям и специфике SPA-центра. Система обучения в обязательном порядке должна включать последующий контроль над усвоением приобретенных знаний и формированием навыков, а также мероприятия по поддержке результатов обучения. Бюджет на обучение персонала при открытии закладывается в инвестиционный бюджет, а далее планируется ежегодно, исходя из реальной потребности.

Обучение специальным навыкам:

· Программа обучения работе с инновационным профессиональным оборудованием.
Обучение берет на себя, как правило, компания-поставщик, в штате которой предусмотрены инженеры-техники и тренеры-методисты.
· Программа обучения работе с профессиональными косметическими средствами.
Компания-поставщик косметического бренда является заинтересованной стороной в качественной подготовке специалистов по работе со своим ассортиментом косметических средств. Часто в дополнение к протоколам процедур проводится обучение фирменным техникам массажа по лицу или по телу. Обучение может проходить как учебном центре компании-дистрибьютора, так на базе SPA-центра с обязательной выдачей дипломов о повышении квалификации.

· Целевое обучение, или программа тренинговых мероприятий - это тренинги по сервису, продажам и построению эффективной команды.

Само функционирование SPA-предприятия невозможно без овладения теорией и практикой межличностной коммуникации всего обслуживающего персонала, начиная с менеджера SPA и администраторов и заканчивая сотрудниками клининговой службы. Ведь в цепочке обслуживания клиента занят не только один специалист, и отличный сервис достигается не только его трудом, но и участием всего коллектива SPA.
Довольно часто можно услышать от действующих руководителей SPA утверждение, что обучение их персонала - это слишком хлопотное дело, которое к тому же очень затратное и совсем неблагодарное.

Так ли это на самом деле?

Реальность такова, что достойный уровень SPA его финансовую устойчивость невозможно обеспечить без хорошо подготовленного персонала. Персонал - это генератор прибыли в SPA, та самая сказочная курица, которая несет «золотые яйца» коммерческого успеха. Нет персонала - нет бизнеса.
Привлечение персонала, особенно в новый SPA-центр, сама по себе непростая задача,
а привлечение квалифицированного контингента – часто нереальная.
Во-первых, с точки зрения количества: штатное расписание SPA-центров площадью 1000-1200 кв. м может насчитывать от 25 до 35 человек в смену, а штат крупного Wellness-центра, включающего аквазону, фитнес и SPA площадью 4500 кв. м может насчитывать до 90 человек, не считая службы охраны и сотрудников клининга. Сложно укомплектовать такой штат исключительно высококлассными специалистами.
Во-вторых, дефицит специалистов, обладающих квалификацией и навыками работы, подходящими для специфики SPA.

Проблемы рынка труда, характерные для любого города, хронический недостаток высококвалифицированных профессионалов в SPA-индустрии, коворгинги и арендные места, дающие возможность специалистам работать в статусе самозанятого - все это приводит руководство SPA к осознанию того факта, что необходимо готовить молодых специалистов и поднимать их профессиональный уровень, соответственно, вкладываться в обучение.
Сервис в SPA подобен музыкальному произведению для одного клиента в исполнении симфонического оркестра. Каждый сотрудник исполняет свою сольную партию, играет на своем инструменте, но только согласованная и скоординированная работа всех исполнителей под управлением дирижера способна выдать произведение высокого искусства.
Связать способности, умения, межличностные отношения, ценности, зоны ответственности, амбиции людей в целостный успешный коллектив – наверное, самая сложная из задач для руководителя SPA-центра. Прийти на помощь в этом могут специализированные тренинговые компании. 
В зависимости от задач, поставленных руководителем, тренинговая компания поможет выбрать наиболее подходящий тренинг из обширного списка возможных, например:

  • Построение эффективной команды – teambuilding training
  • Развитие навыков эффективной командной работы teammanagment training
  • Построение эффективной корпоративной культуры SPA-центра
  • SPA-этикет
  • Тренинг развития коммуникативных навыков
  • Тренинг взаимодействия с клиентами sale communication training и т.д.

В системе обучения  и развития персонала важно также «зарезервировать место» и для 
программы для личностного роста сотрудников.

Это особенно актуально, если в концепцию SPA-центра заложено использование  процедур и ритуалов восточных оздоровительных систем, строящихся на основе философских знаний о мироустройстве. Это поможет сотрудникам не только получить новые знания,  но и глубже ощутить свою ответственность перед клиентом за качество исполнения своих служебных обязанностей.

Обучение персонала становится все более качественным и финансово доступным. Системы дистанционного обучения, образовательные платформы, опытные онлайн - преподаватели и тренеры – все это облегчает задачи менеджера СПА по развитию персонала.
К тому же, наличие программы системного обучения для сотрудников значительно повышает рейтинг СПА как работодателя и делает вакансии более привлекательными.
Возможно вас заинтересуют следующие услуги IFEELSPAINTERNATIONAL
Показать еще